Персе
третий радующийся
"сделай так, чтобы он был счастлив, гийом!"

только что вышла с лучшего спектакля, на котором я была за год! за три года!
БОЖЕ МОЙ СТЭНДИН ОВЭЙШН НА ДЕСЯТЬ МИНУТ ПОСЛЕ ТОГО КАК ГИЙОМ ПРОИЗНЁС ПОСЛЕДНЮЮ РЕПЛИКУ


к сожалению, не смогла попасть на "участь электры", потому что интервьюшечки, будь они неладны, но сегодня я бесчестно дезертировала с рабочего места и принеслась как раз к первому звонку, правда на другой спектакль. давали неизвестную мне "демократию", я мрачно настроилась на мелкую и пошловатую сатирку, которую у нас, как и на западе, часто выдают за произведение уровня томаса мора или, на "худой конец", теккерея. время хармса прошло (как раз сегодня я обсуждала с преподавателем дегуманизацию тв (господи, как я люблю своих сербов в этот момент, написать и забыть как страшный сон))

мелкая и пошловатая сатирка?



увидела просто потрясающе поставленную, интересную, смешную и глубоко трагичную пьесу. у меня сейчас такая эйфория, что я закутаюсь в плащ пафоса и скажу - "узрела".

вообще последний раз я была на спектакле, первоисточник которого мне незнаком, наверное, классе в пятом. не стою на табуреточке, просто маниакально читаю каждую свободную минуту, а ставят, в большинстве случаев, известные и классические вещи вроде пинтера, ибсена, уильямса, островского и тагдалие. на этот спектакль я шла с открытым забралом, вооружённая только программкой с самым ужасным синопсисом эвер (я прочла и во мне что-то резко упало). конечно, как каждый нормальный человек, я знаю краткие вехи истории взаимодействия гдр и фрг, damn, у меня на холодильнике фоточку кота держит магнит с осколком берлинской стены (уверена, продавец нагло врал, но мой немецкий ограничивается тремя фразами, одна из которых "нихт шиссен! их бин дойче коммунистен!", так что я смирилась и купила, утешая себя, что он всё равно имеет лишь символическое значение). но подробно исторический период "правления" вилли брандта я никогда не изучала, потому что, ну, герцоги и юноши для реальной жизни беспезды полезнее ))

КАКАЯ ТАМ РЕЖИССУРА БОЖЕ МОЙ

как выстроен рисунок спектакля, как слаженно двигаются, взаимодействуют друг с другом, буквально воплощая вроде бы затасканное на первый взгляд "бундестаг - это театр"; как замирают! финальную сцену надо снимать, кадр, застывший в вечности: вилли, его тень, его вереница заклятых друзей, повязанных с ним партией и ненавистью... как над ними скрещены лучи софитов, всё - на фоне "помоги мне выжить среди этой смертной любви", разумеется. мизансцена в е л и к о л е п н а.

в спектакле нет ни одной актрисы, женские фигуры играют важную роль, например, бесконечные секретарши вилли, но роль у них одна на всех, такой хайвмайнд, который стал рычагом, перевернувшим мир вилли брандта. о них говорят, ими доказывают; делают вид, что они на сцене, но их нет (сразу подумала о уэйк и как бы, наверное, она оценила подобную находку), и несмотря на обилие гербертов, гансов-дитрихов и гельмутов - это спектакль двоих. вилли и гийома.

как же они искрят. это взаимодействие - чёртов юст всех юстов.
красилов играл палача в "соглядатае", я так поняла, искрит у него со всеми и всегда, как в случае с цинциннатом ц. редько, но здесь это прост "за гранью добра и зла" (с) лавров

не уверена, что это спойлеры, всё-таки восьмидесятые, все дела, но на всякий случай - внизу будут спойлеры.


вилли брандт, канцлер фрг, отдаёт все силы на то, чтобы объединить две германии, борется с и против своих же сопартийцев, а в самый разгар политической борьбы узнаёт, что его тень - слуга, верный пёс, которому вилли безоговорочно доверял - шпион гдр.

потом вилли говорит, что гийом признался ради сына. мол, хотел сохранить лицо.
но хорст эмке сообщает ему правду: признался гийом ради него.
"будьте милосердны и проявите сострадание!"

декорации снова практически отсутствовали, и в то же время были всем. двери-вертушки становились то поездом, то шёнбрунном, то простым баром, а ты сидишь и веришь. как я и говорила, это всё большой танец, никто и ничто не замирает без причины, даже раздвижные двери: иллюзия действия во время абсолютного, какого-то болотного стазиса, пластикового мира, в который посажен сумрачный вилли, мечтающий, чтобы всё это просто прекратилось и, однако, не сдающийся без борьбы. всё взаимосвязано. взаимосвязан даже костюм-тройка вилли; элегантные галстуки, которые подбирает для него гийом, его собственный дурно пошитый костюм - самому гийому нет до него дела. нет для гийома никого важнее вилли. как ни странно, гийом предан ему больше всех остальных. больше тех, кто поймал его и сдал его как шпиона самому вилли; больше друзей, соратников, даже больше его телохранителя. гийом и возвращается из последнего солнечного отпуска во франции домой (если фрг после прожитых лет можно считать домом), потому что не может предать вилли так... не сказала бы "пошло", но это максимально подходящий эпитет. на него в сущности не было никаких доказательств, но при аресте он отчеканивает: "я офицер гдр и прошу уважать мою честь как офицера", тем самым подписывая себе приговор.

глупо. благородно, эффектно. разумеется, гдр было выгодно иметь "прикормленного канцлера", а не начинать всё по новой со свежей тёмной лошадкой, но постепенно гийом искренне привязывается к своему "заданию" естественно, тут я говорю искл о персонажа майкла фрейна, это не рпф ))

нет ни правых, ни виноватых. гдр торгует политзаключёнными, а фрг обменивает пойманных шпионов на нужных себе людей, вопрос лишь в цене брейкин ньюс! нет, конечно, но подана избитая идея с большим вкусом. искренним среди всего этого, пожалуй, остаётся лишь привязанность гийома к вилли (фактически это любовь паразита к своему хозяину, но слишком проработанный образ в пьесе, автором и режиссёром выведены иные акценты. и сразу будто бы волшебный образом это не паразитизм, а синойкия. а если учесть незаменимость гийома, то словно и мутуализм! как же гениально поставлена пьеса, если неожиданно шпион оказывается той самой единственной поддержкой, которой вилли не хватало среди бесконечно фрустрирующей, прогнившей парламентской демократии?)

и коленопреклонение всесильного канцлера перед мемориалом варшавского гетто. да.

ps. интересно, многих ли moguls зовут вилли? имя для великого человека, ну кто бы мог подумать.
pps. рамту удаются "политические спектакли", но "демократию" я лично ставлю выше "нюрнберга". советую изо всех сил.


@темы: добрым словом и добрым словом, born to be mild